GENESIS


«Не признавать в образовательном сообществе проекты для мальчиков и девочек — абсурд или новая реальность?»
Геннадий Есис, куратор школы Мальчиков и основатель школы "Генезис"
Дополнить женский взгляд на воспитание, а в частности мальчиков, мы попросили супруга Татьяны, основателя школы «Генезис» и отца шестерых детей — Геннадия Есис.
— Геннадий, в чем, на ваш взгляд, заключается различие мальчиков и девочек?

— Мне близка фраза о том, что мальчики и девочки — это две совершенно разные планеты. Проявляется это во многих аспектах, но особенно я ощутил эту разницу, когда после пяти дочерей у нас в семье появился сын. И это совершенно новый опыт взаимодействия с ребенком и осознания себя как родителя, как отца сына.

Из очевидных различий между мальчиками и девочками, я могу привести в пример этапы взросления. В подростковом возрасте, на который как раз и попадает школа, девочки начинают развиваться быстрее мальчишек, в том числе и на уровне физиологии.

Так же для мальчика очень важно получить результат, чтобы увидеть, что он что-то сделал сам, нежели акцентировать внимание на процессе работы, что ближе девочкам.

На мой взгляд, проявление мужчины через действия — это верный и очень естественный путь. Выражаться через поступки, исправлять свои ошибки не столько словами, сколько действиями, выплескивать эмоции в какую-либо активность: поплавать в бассейне, побегать, порубить дрова — это то, как я вижу мужской подход, какой бы сферы это не касалось.

— Геннадий, что для вас — мужественность? И какие качества вы бы привели в пример как мужские?

— Для меня мужественность, это даже не то, что отличает мужчину от женщины, а это то, что отличает мужчину как человека от мужчины, просто обладающего первичными половыми признаками. Быть настоящим мужчиной — это, на мой взгляд, большой труд и искусство. Потому что в жизни есть много испытаний и ситуации, исходя из ответных реакций на которые, ты либо будешь уважать себя сам как мужчина, либо будешь находить какие-то отмазки и оправдания и дальше с этим жить, теряя свое достоинство.

Поэтому постоянная работа над собой, выход из точки комфорта, умение рассмотреть свои слабые стороны и мотивировать себя на развитие и преодоление этих моментов — и есть настоящий путь мужчины, в этом и заключается развитие мужественности.

Что касается мужских качеств, то, во-первых, это ответственность. Если ты что-то сказал, пообещал, то ты обязательно это должен выполнить. А если же тебе что-то мешает это сделать, то ты, как мужчина, должен обратиться за помощью или хотя бы уведомить каким-то образом, что у тебя не получилось и почему. А после в любом случае найти какое-то решение, чтобы этот вопрос был закрыт.

Во-вторых, я считаю, что настоящий мужчина должен уметь делать все, и не важно будет ли он использовать это умение каждый день или нет. Все, начиная от уборки, стирки и готовки. Кто сказал, что это женская обязанность? Лично я не разделяю такого мнения и по выходным, например, с удовольствием готовлю завтраки. И мне действительно доставляет внутреннюю радость и удовольствие — накормить семью. Сегодня многие настолько не приспособлены к жизни, что может возникнуть проблема даже забить гвоздь.

А между прочим, это небольшое действие может стать для мальчика способом получения первых результатов. Ведь даже самые большие и долгоиграющие проекты всегда можно разбивать на маленькие подцели, которые будет проще достигать. А имея опыт достижения целей с самого детства, двигаться по жизни и получать большие результаты будет намного проще.

Следующим качеством, которое хотелось бы отметить, является честность. В первую очередь нужно быть честным перед самим собой. И, естественно, стоит быть честным так же и по отношению к другим людям.

Не менее важными качествами являются справедливость и смелость. Здесь я вспоминаю своего отца, школьного учителя, который не боялся высказать свою позицию перед руководством, если был не согласен в тот момент, когда остальные выбирали промолчать.

Также я бы отметил трудолюбие и развитие в каком-либо виде спорта. Ведь именно через физические нагрузки происходит момент преодоления себя и формирование внутреннего стержня, что важно для мужчины. При этом стоит помнить, что строя свое тело, ты строишь храм для своей души.

— Геннадий, а чему вы учите мальчишек на своих уроках, являясь куратором школы мальчиков?

— На школе мальчиков мы опираемся на те темы, которые являются ключевыми в той или иной четверти для всей школы, и стараемся их раскрыть с мужской точки зрения. Например, этими темами могут быть трудолюбие, дисциплина, уважение к учителю, к предкам, к роду, к семье. Это может быть наработка какого-либо качества, например, в этой четверти речь шла про самостоятельность.

Конечно, мы учитываем особенности внимания мальчишек в определенном возрасте и не строим урок только лишь на общении. Мы подбираем соответствующие видео, игры, задания, которые нужно выполнить своими руками, добавляем физическую активность и творчество, чтобы это было интересно и разнообразно.

Например, одним из последних заданий стало нарисовать совместно с родителями свое родовое древо. При этом нужно было не просто написать имена, а узнать какие-то интересные факты из истории жизни предков, спросить, какими они были, как произошло знакомство бабушки и дедушки, и просто поднять эту тему в своей семье. Мы объясняем, почему это важно, приводим свои личные примеры и стремимся через такие уроки заложить уважение и почитание своего рода. Ведь порой ребята не знают даже, как зовут его дедушку, не говоря уже о других поколениях.

Другим заданием у нас было — анонимно сделать что-то доброе и хорошее и записать у себя это в дневнике. Чтобы ребята понимали, каким образом и с какой целью должны совершаться благородные поступки.

А в прошлой четверти мы учились преодолению себя. Что, к слову, очень важно делать для мужчины, чтобы постоянно выходить из своей зоны комфорта, уметь преодолевать трудности, подниматься на новые уровни и развиваться.

И для наработки этого навыка мы договорились каждый день просыпаться на 10 минут раньше, делать зарядку и обливаться холодным душем. А чтобы все проконтролировать, у нас появилась идея провести конкурс видеороликов, где ребята фиксировали свои результаты.

Все же для мальчика соревновательный дух может быть на пользу, поэтому мы сделали призы для тех, кто участвовал, главным из которых был полет в аэротрубе, а в качестве поощрительных призов мы использовали сертификаты на батутную арену.

В подобных заданиях крайне важным является участие родителей, в частности отцов, если мы говорим про мальчиков. Мы, как школа, всегда стремимся сблизить детей и их родителей, в том числе и через такие объединяющие задания.

Но прежде всего, в школе мальчиков мы открыты к каким-то острым вопросам и ситуациям, которые неожиданно могут возникнуть в процессе школьной жизни. В таких случаях мы откладываем ту тему, которая была запланирована, в сторону и разбираем этот вопрос.

Например, недавно некоторые мальчишки совершенно бессознательно начали поднимать тему расизма и обижать одного из учеников из-за отца еврейской национальности. Конечно, первой идеей было просто показать и рассказать им про холокост. Но довольно быстро мы нашли решение, как можно подойти к этой теме более деликатно.

Для того, чтобы этот момент стал для всех точкой роста и развитием осознанности, на уроке мудрости мы стали спрашивать мальчишек, как их зовут и разбирать происхождение их имен. Получилось так, что большинство имен было еврейских, одно — арабское и только одно — русское. И стоит ли говорить о том, насколько были удивлены те самые ребята, которые подняли этот вопрос своими неосторожными высказываниями, что их собственные имена имели какое-то отношение к евреям.

На этой почве мы затронули и другие национальности, показав их великих представителей, чтобы у мальчиков не было предвзятого отношения к кому-либо только из-за услышанных где-то фраз, дискриминирующих ту или иную национальность. Мы приводили в пример Майка Тайсона, Майка Джордана, различных политических деятелей, давая понять их ценность и то, какой вклад эти люди внесли в историю.

Причем все это было без агрессии, настолько естественно, интересно и познавательно, что ребята нас в конце поблагодарили, и самое главное — услышали.

Поэтому, если говорить об уроках мудрости, то каких-то запланированных историй с наработкой определенных мужских навыков и качеств у нас нет. Ведь все события, которые происходят параллельно с учебным процессом, — это наша жизнь. И мы не делим ее на какие-то строчки и абзацы, мы не говорим мальчикам, что та или иная ситуация произошла потому, что у тебя просто нет каких-то навыков и качеств. Осознания происходят именно благодаря живому настоящему общению.

Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно в общении с детьми оставаться настоящим, не стремиться казаться быть лучше, чем ты есть. А наоборот — на примере своих ошибок и своего разного жизненного опыта, мы говорим о последствиях, благодаря которым сами сделали выводы когда-то и выбрали отказаться от того, что разрушает. Потому что запреты не работают. Но работают честные беседы, где ты показываешь, какие могут быть варианты развития событий, и предоставление свободы выбора, но с полной ответственностью за свои действия.

Наши уроки на школе мальчиков в целом состоят из трех блоков: самооборона, мастерские и уроки мудрости. На уроках самообороны мы изучаем айкидо. Это вид единоборств, когда ты используешь силу противника против его самого же. То есть с одной стороны ты защищаешься, обороняешься, а с другой — сам не нападаешь, не причиняешь какого-то вреда. Эта философия мне очень откликается, и такой вид единоборств довольно гармонично встраивается в нашу школу.

Тем не менее, мы всегда стараемся найти точки соприкосновения мальчиков и девочек, где они могли бы провести время вместе помимо основных предметных уроков. В нашей школе всегда есть общие мероприятия, праздники и поездки, где есть место взаимодействию этих двух планет.

— Вы позиционируете свою школу как осознанное образование детей, учителей и родителей. Каким образом вы учите осознанности на уроках школы мальчиков?

— Мы делаем это через какие-то простые вещи, через свой пример, в первую очередь. Я задаю им вопросы, для чего они живут, какое у них предназначение в жизни. И делюсь, как я приходил к этим вопросам, как представил себя 80-летним стариком, который, оборачиваясь назад, осознал, что ничего не оставил своим детям и внукам. Что все те удовольствия, которое испытало тело при жизни, я не смогу им оставить. Вместе с мальчиками мы стали рассуждать, кто бы и что хотел оставить после себя.

А я, в свою очередь, с ними поделился, к чему пришел тогда сам: что именно через образование и воспитание детей мы формируем осознанное будущее нашей страны, и мне захотелось быть к этому причастным.

На самом деле, многие взрослые даже не задумываются о таких вещах. А мы начинаем поднимать эти темы уже со школы.

А как-то мы даже пробовали с ребятами медитировать, старались просидеть 2 минуты в тишине и ни о чем не думать. Оказалось, что это не так-то и просто. Каждый вынес из этого опыта что-то свое. Кто-то лишь попробовал это в качестве эксперимента, а кто-то захотел иногда настраиваться таким образом с утра на день.

Поэтому да, через какие-то очень простые примеры и эксперименты, мы затрагиваем тему души и осознанности.