GENESIS

Не признавать в образовательном сообществе проекты для мальчиков и девочек - абсурд или новая реальность?
Татьяна Есис, куратор школы Девочек и идейный вдохновитель школы "Генезис"
Мы особенно осознаем ценность нашей школы, когда к нам прилетают из Соединенных Штатов или Европы семьи и просто ищут убежище в институте семьи. Они рассказывают те вещи, которые невозможно слушать равнодушно. Эти истории говорят нам о том, что наша позиция за институт семьи и в целом то, что мы делаем, является очень ценным в современном мире.
И коль пошла речь об этом, то можно заметить, что такого рода тенденции уже начинают касаться и нашей страны. Например, совсем недавно нас исключили из известного образовательного чата лишь потому, что мы организовываем лагеря для девочек и мальчиков, а не для «человеков», как написала нам администратор.
— Согласны ли вы с мировой тенденцией равноправия?

— Смотря под каким углом смотреть на это. Я понимаю, что есть вирусы мужчин и женщин, и она просто разная. И равноправием это можно назвать или чем-то другим — не важно. Важно просто присутствовать в сети как одному, так и другому. Сила в паре и у каждой своя роль.

— В чем тогда заключался ваш взгляд на различие мужского и женского?

— Я тоже когда-то задала себе этот вопрос... Я росла девочкой-лидером. Папа ждал мальчика, и мне нужно было растить. В какой-то момент мне даже попалась книга «Матриархат», где я впервые задумалась, почему же у мужчин больше привилегий, чем у женщин. Тогда мне было лет 10-12, и это была какая-то смешная детская книжка, но конкуренция полов была заложена в книгах уже тогда. Если у родителей детей возникло ощущение их ценности, то никто бы ни с кем не конкурировал.

Да, сейчас есть много модных веяний и знаний, где мужчина должен быть первым, а женщина в служении ему, и, надо сказать, что я тоже этот период проходил. Но в какой-то момент выяснилось, что эти знания не совсем верно трактуются, информация искажается, и мы видим какие-то идеи о том, что мужчина должен работать, а женщина - «варить борщи». Порой эта концепция является причиной разводов. Смысл служения в чем-то более глубоком, и борщи здесь ни совсем при чем.

Пройдя жизненный опыт в познании различных концепций, сегодня прихожу к ценностям своей природы. И если я лидер, то не управляющий, а тот, который заботится и дает сущность людям, что делает их счастливыми.

Ответственность мужчины — это ответственность за его действия, слова и поступки. А ответственность женщины — за ее состояние. Трудно отрицать, насколько состояние женщины влияет на настроение и создание всей семьи. Есть даже такое выражение: «Как мама проснулась, так день у семьи и заладился».

Для меня там, где есть какая-то борьба и насилие, — это не женская энергия. Даже если женщина реализует свои красивые проекты, но при этом задыхается и напрягается, словом, насилует себя – это не проженственность. Но если творить из радости и состояния полета, получая от этого удовольствия, то почему бы и нет? Почему бы женщине не быть вместе?

— То есть вы считаете, что женщина не должна быть ответственна за свои действия, если это зона ответственности мужчины?

— Нет, все немного глубже. Хоть женщина и ответственна за свое состояние, но за этим стоят ее действия. У мужчины целью действия является результат, а у женщины — удовольствие от процесса.

— Поделитесь своим взглядом на творческую составляющую. Считаете ли вы, что это нечто женское и если мужчина занимается творчеством, то это делает его менее мужественным?

— Конечно же нет. В каждом из нас есть мужское и женское начало, и в каждом из нас заложен тот или иной талант. И если ты художник изнутри, если ты чувствуешь и слышишь свое сердце, то здесь не важно, мужчина ты или женщина, чтобы творить.

В нашей школе есть школа мальчиков и школа девочек, и одна из моих дочерей захотела идти на борьбу, которая проводится в школе мальчиков. Ну и что? Если ей нужно познать этот опыт и пройти этот путь, так что же, я ей буду запрещать? Она походила 3 месяца на борьбу, а потом сказала, что хочет все-таки заниматься йогой, и сделала этот выбор самостоятельно.

В школе мальчиков, например, творчество присутствует на тех же мастерских, где они лепят из глины, реализуют и выражают себя, свой внутренний мир и потенциал. Но мы все же стараемся совместить и процесс творчества, и результат на подобных уроках. Особенно, если есть возможность условно сделать мир лучше и поучаствовать в каком-то масштабном проекте, реализуя свою творческую составляющую, двигаясь при этом к общей цели.

Мы не имеем права запрещать проявляться истинной природе на том или ином этапе развития человека. Так как в процессе роста ребенок сам делает выбор, каким путем ему идти. Но! Есть важное «но»: его питает среда! Среда семьи, социума и в том числе школы. И на сегодняшний день девочке быть просто девочкой очень трудно, для этого должна быть очень большая внутренняя сила, которая передается от ее родителей, семьи, рода. Равно как и мальчику сегодня очень трудно быть мальчиком. Поэтому социум играет большую роль.

— Что значит воспитание мальчиков и девочек в их истинной природе?

— Истина диктуется природой. Все то, что создано ею, оно и есть настоящее, а все то, что изменяет человек, — это уже далеко от истины. Природа не просто так создала нас мальчиками и девочками, с этим было бы странно спорить. А вот осознать, кто такие мальчики и девочки и в чем их отличие — это, конечно, другой вопрос.

И ответ на него я начала искать лет 8 назад. Конечно, в свое время и у меня было много перекосов, и я тоже бросалась в крайности, а потом поняла, что от себя никуда не уйти. Как бы я ни пыталась искусственно из себя делать «правильную» женщину, у меня ничего не получалось, и от этого я очень сильно страдала. Только спустя лет 6 появилось много осознаний, и я начала возвращаться к себе настоящей, позволять себе быть той, кто я есть на самом деле, и заботиться о своем маленьком «королевстве», что, как правило, и делают сильные Женщины.

Хотя многие говорят, что сила женщины в ее слабости, но, на мой взгляд, сила женщины в ее разности. И если жить осознанно, то можно просто наблюдать, какая твоя часть сейчас проявляется и позволять этому быть.

— То есть на уроках мудрости вы учите своих воспитанниц заботиться?

—Да, заботе — в первую очередь.

— А какие образы вы демонстрируете девочкам через фильмы и книги на уроках мудрости?

— Это всегда абсолютно разные образы: от скромной и талантливой писательницы, изящной, но сильной балерины до любимого образа матери .

После того, как я отошла от всех своих жизненных концепций, я позволяю всему быть. А то, что нужно взять ученице на данный момент ее развития — она возьмёт. Главное — создать среду её воспитания, такую среду, чтобы она дала ей желание когда-нибудь стать матерью. Потому что это одна из наших истинных ценностей — стать матерью. Мать — это не просто родить ребенка. Мать это та, которая умеет принимать, отдавать, заботиться в широком смысле этого слова.

— Что вы вкладываете в понятие «принимать»?

— Если честно, то принятие — это и моя точка роста тоже. Одна прекрасная женщина мне как-то подарила много подарков, и в ответ на мое «я не могу это принять», сказала: «Если ты не умеешь принимать, значит ты не умеешь искренне отдавать». Тогда я стала наблюдать за собой и увидела, что мне действительно трудно бывает принимать. И я даже отследила за собой, что на глубинном уровне у меня за отдаванием стояло желание нравиться людям и в очередной раз себе сказать, что я хорошая. Но это лишь один из аспектов принятия. Есть же еще принятие сложных ситуаций, мира таким, какой он есть и принятие себя во всех проявлениях.

Если понимать, что все происходящее с нами, — происходит лично для нас, абстрагироваться от осуждений кого-то, что безусловно легче и удобнее сделать, и задать себе вместо вопроса «За что?», вопрос «Для чего?», то жизнь приобретает совершенно другие краски. Это становится первым шагом к осознанной жизни. Ведь причина всегда кроется не в людях, а в себе. Только не с той позиции, чтобы ощутить чувство вины, а с той позиции, чтобы взять ответственность за происходящее в свои руки и двигаться дальше, развиваясь по своей траектории.

Когда-то я прочитала, что девочка уже в принципе рождается целостной и несущей знания в этот мир. А потом хорошие мамы и папы, тети и дяди начинают «воспитывать» своего ребёнка : «Нет, ты здесь неправильно делаешь, и здесь ты делаешь не так», где-то они начинают наказывать, где-то дорисовывать до какого-то лучшего образа и, на самом деле, пытаются сделать под себя ту, которая необходима сегодняшнему социуму. А ведь они просто не знают, что их ребёнок - всего лишь отражение их самих.

Девочке ничего не остаётся делать, как подстраиваться и угождать, чтобы ее любили. И чем больше ценности забрали у нее, тем больше ей нужно проявлять мужские качества и доказывать, что она чего-то стоит.

К сожалению, если провести эксперимент и дать задание детям написать свои «хорошие» качества, то малышка напишет качеств 20, а та, что постарше, которой 14-15 лет, и одного может в себе не увидеть.

Поэтому если ребенок любим, то ему ничего доказывать не нужно, он и так раскроется и проявит свою природу.

По четвергам, когда у нас происходит погружение в Школу девочек и мальчиков, мы изучаем на уроках этикет, проводим кулинарные мастер-классы, творим в мастерских , книги читаем, фильмы смотрим, рассуждаем о великих женщинах мира и берем образы с очень разными судьбами.

Моя задача как наставницы – научить слушать свое сердце, дать возможность научиться интуитивно чувствовать и рассуждать. Каждая ученица, наверняка, услышит и возьмет из наших занятий что-то свое, что зацепило её внутренне, что позволит расслабиться в этой гонке на выживание.

— Вы часто повторяете, что образование — от слова образ. В связи с этим хочется узнать, какими образами вы напитываете своих учениц?

— Девочки образовываются в той среде, в которой они живут. И если говорить о женских образах, то это их мамы, бабушки, наставницы и все женщины школы. Точно так же, как и мальчики. Это не один-два учителя, это все мужчины в его окружении.

А вот мне самой посчастливилось осознать, какой образ стоит за понятием «Мать», и на моё образование не одна жизнь ещё может уйти. Но это уже совсем другая история...